Пожарная каланча в центре Ельца — символ не только города, но и мужества брандмейстеров. Она возвышается над городской пожарной частью, хотя прежние функции утратила. Сегодня это памятник архитектурного наследия Липецкой области.
В пожарной части действует музей, где можно увидеть старинные насосы, подковы, лошадиный хомут, найденные на чердаках и в подвалах здания. Есть среди экспонатов и старые дыхательные аппараты, которые работали на кислороде.
Во время Великой Отечественной войны пожарная каланча еще была востребована. Женщины сутками дежурили на смотровой площадке. На пожар брандмейстеры по-прежнему выезжали на лошадях.
Успеть первым
Начальник местного пожарно-спасательного гарнизона по городу Ельцу и Елецкому району майор внутренней службы Денис Прохоров всегда готов к службе 24/7. Он участвует в тушении сложных пожаров, командует спасательными операциями. За плечами 18 лет работы в МЧС.
Денис Прохоров не только начальник, но и гид по музею. Он заметил, что в пожарной каланче чувствуется дух времени, возникает ответственность — не только перед живыми людьми, но и перед предками.
У Дениса Прохорова за годы службы — сотни потушенных пожаров, десятки спасенных людей в огне и автокатастрофах.
— После того как поступает вызов, пожарный должен за минуту собраться и выехать на возгорание. Первая реакция — всплеск адреналина: решения приходят молниеносно. Во время тушения пожара ты остро понимаешь: от твоих действий часто зависят жизни людей, — рассказывает Прохоров.
Первое правило: где бы ни произошел пожар, главное — эвакуация и спасение пострадавших. Начальник пожарного гарнизона говорит, что при виде спасателей люди перестают паниковать, срабатывает инстинкт самосохранения и понимание — к ним пришли на помощь, значит, надо довериться профессионалам. Часто приходится эвакуировать пострадавших при помощи пожарной автолестницы, высота которой достигает девятого этажа. И Прохоров не раз с большой высоты выводил из пекла отчаявшихся погорельцев: взрослых и детей.
По примеру дяди
Стать пожарным он мечтал с детства. Его дядя служил в пожарной части и был для Дениса настоящим героем. Прохоров закончил Воронежское пожарно-техническое училище, а потом Академию Государственной противопожарной службы МЧС России в Москве. От первого пожара в его памяти остались только подсказки наставника. Единственное, что он тогда понял: теория — это одно, на деле все иначе.
— Пожарные отрабатывают свои действия на занятиях, у нас часто проводят учения, но главный опыт, конечно, приходит в борьбе с огнем, — говорит Денис Прохоров.
В Ельце много частных деревянных домов, так что за сутки может поступить до десяти вызовов. Бывает, что пожарные не успевают спасти людей от огненной стихии. Не потому, что приехали поздно — пожар соседи или домочадцы заметили не сразу. Как-то ночью поступил вызов. Через пару минут пожарный расчет был на месте, но пламя уже вырывалось из окон дома.
— Там находились трое детей, и все они погибли в огне. Мы пытались войти в горящее здание, но было поздно. Первый раз я видел, как плачут мужчины. Оказалось, маленькие дети остались в доме одни. Родители ушли в тот вечер в гости, — вспоминает Денис Прохоров.
С человеческим горем спасатели сталкиваются постоянно. Денис Прохоров признается: у сотрудников МЧС та же реакция, как и у врачей: есть здоровый цинизм, но привыкнуть к смерти невозможно. Им часто приходится вытаскивать людей из покореженных в автокатастрофах машин, выводить пострадавших из зоны подтопления. Они умеют побеждать стихию и помогать людям в сложной жизненной ситуации.
— Рядом проходит федеральная трасса «Дон», аварии происходят часто. Автобус переворачивался, сталкивался со встречной машиной. Улетали автомобили в кювет. Мы реагируем быстро, помогаем, спасаем. Бывает тяжело, но в этой профессии люди особого склада. Случайных среди нас нет, — считает Денис Прохоров.
Текст: Дарья Шпакова